Главная » 2014 » Январь » 17 » рабочая программа по биологии 6 класс без тематического планирования
09:22
рабочая программа по биологии 6 класс без тематического планирования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕПНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«Утверждаю»

Директор

МОУ ООШ п.с.т.Степной ____________Брызгалова И.А.

Приказ №___от «__»___2011 г.













Вид программы – базовая

Количество часов по БУП – 34

Региональная часть — 34

Итого 68 часов


Учитель – Новикова В.Г.












Рабочая программа образовательного курса

«Биология - 6 класс»
(68 часа в год, 2 часа в неделю)


Пояснительная записка

Предлагаемая модифицированная программа, составленная на основе Стандарта основного общего образования по биологии и программы по биологии для основной школы и авторской программы В. В. Пасечника и др. «Бактерии. Грибы. Растения» (68 ч), предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа предполагает преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента. В связи с объемностью тем курса биологии 6 класса и небольшим содержанием регионального курса «Зеленый мир Забайкальского края», дублирования тем общего содержания эти два курса интегрированы в один модульный за счет объединения.

Отбор содержания курса проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Цели программы:

Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Изучение флора Забайкальского края, знакомство с эндемичными и реликтовыми видами.

З а д а ч и программы:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

- Ознакомление с зеленым миром Забайкальского края, основными типами растительных сообществ края.

- Описание самых типичных и интересных и полезных растений края.

- Формирование понимания необходимости и важности изучения растительного покрова своего края, формирование знаний о приспособлении растений края к резко-континентальному климату.

- Воспитание любви к родному краю и его природе.


Учащиеся в 6 классе должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологии о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии, об их применении.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, практическом использовании.

В обучения учащиеся познакомятся и воочию соприкоснуться с растительным покровом Забайкалья, откроют для себя много таинственного и доселе им неизвестного.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы в соответствии с примерной программой с опорой на природу родного края, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Вышеперечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебно-познавательной компетентности учащихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности.


Введение – 2 часа

Биология – наука о живой природе. Предмет изучения: царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль биологии в практической деятельности людей.

Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучения растений.

Экскурсия

Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.


Клеточное строение организмов- 4 часа

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, деление клетки.

Ткани. Виды тканей и их функции.

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные и практические работы

№1 «Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ним».

№2 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука».


Царство Бактерии и Грибы -6 часов

Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. Признаки царства Грибов. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Особенности строения шляпочных грибов. Обмен веществ, размножение. Грибы-паразиты. Меры профилактики. Заражение с/хозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»- (на примере видов Забайкальского края).

№4 « Строение дрожжей и плесневого гриба мукора».


Царство растений -8 часов

Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Причины выхода растений на сушу. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека. Основные признаки папоротников.

Голосеменные, их строение и многообразие. Покрытосеменные: строение, значение.Среда обитания, значение в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере видов Забайкальского края)

Лабораторные и практические работы

№ 5 «Строение зелёных водорослей»- (на примере видов Забайкальского края).

№6 «Изучение строения мха» (на примере видов Забайкальского края).

№7. «Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) (на примере видов Забайкальского края).

№ 8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере видов Забайкальского края).


Строение и многообразие покрытосеменных растений -15 часов

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Виды корней: главный, придаточные, боковые. Внешнее строение листовой пластинки: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жизненные формы. Строение семян. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение растений. Особенности клеточного строения корня растений. Функции корня. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня.

Строение почек. Строение цветка. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Функции плода. Виды плодов. Способы распространения плодов.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек и расположения их на стебле, строения листьев, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Лабораторные и практические работы

№9 «Строение семян двудольных растений».

№10«Строение зерновки пшеницы».

№11«Стержневая и мочковатая корневые системы».

№12«Изучение внутреннего строения корня».

№13«Строение почек. Расположение почек на побеге».

№14«Изучение строение листа».

№15«Клеточное строение листа».

№16«Изучение макро-и микро-строения стебля».

№17 «Изучение видоизменённых побегов».

№18 «Изучение строения цветка».

№19 «Ознакомление с различными типами соцветий».


Жизнь растений – 16 часов

Знакомство с химическим составом растений, с минеральным питанием. Изучить процессы фотосинтеза, дыхания растений, испарения воды листьями. Сформировать понятия о способах размножения растений в природе и в с/хозяйстве; научить определять всхожесть семян, правильно высевать семена, создавать условия, необходимые для роста и развития растений, проводить искусственное опыление и размножать растения.

Лабораторные и практические работы

20 «Химический состав растений».

21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Экскурсии

№2 «Зимние явления в жизни растений».


Классификация растений -7 часов

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Семейства класса двудольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (на примере видов края).

Семейства класса однодольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Сравнение растений различных систематических групп. Изучение признаков сходства в строении растений, относящихся к одному и тому же семейству.

Демонстрация живых и гербарных растений семейств класса Однодольные и Двудольные.

Лабораторные и практические работы

22 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» - (на примере видов Забайкальского края).


Природные сообщества - 6 часов

Изучение факторов среды и их влияние на растения, основных экологических групп растений. Что такое природное сообщество и какие типы сообществ существуют. Влияние на сообщества факторов живой и неживой природы. Взаимосвязь строения растений с условиями среды обитания. Взаимосвязь организмов в сообществе. Значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира.

Лабораторная работа

23 «Особенности строения растений разных экологических групп».

Экскурсия

3 «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека».


Развитие растительного мира – 4 часа

Изучение основных этапов развития растительного мира. Найти доказательства исторического развития растений. Дать представление об усложнении растений в процессе исторического развития. Показать влияние человека на растительный мир. Охрана растений.


Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

– признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий.

– сущность биологических процессов: минеральное питание, фотосинтез, транспорт веществ, рост, размножение растений.

В результате изучения материала относящегося к региональному курсу:

- основные типы растительных сообществ края: лесных, степных, луговых.

- описание самых типичных и наиболее интересных и полезных растений края.

- растения – индикаторы, синоптики, первоцветы края.

- приспособления растений к условиям Забайкалья.

В результате изучения биологии ученик должен

уметь:

– объяснять: эволюцию растений (на примере сопоставления отделов), роль растений, бактерий и грибов в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

– изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

– распознавать и описывать: на таблицах основные органы растений, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

– выявлять: приспособления растений к среде обитания;

– сравнивать биологические объекты: растения основных отделов – и делать выводы на основе сравнения;

– определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе: царство, отдел, класс, семейство;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

– передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

В результате изучения материала относящегося к региональному курсу:

- проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа.

- критически анализировать источник информации.

- участвовать в дискуссиях по биологическим проблемам.

- представлять результаты изучения биологического материала в формах реферата, конспекта.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.

- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой из вне информации.

- соотнесение своих действий и поступков, окружающих с возникшими формами социального поведения.



Литература.

Пасечник, В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.

Гилева М.В., Матвеева Л.Г., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филлипов В.Г., Якомова Е.П. «Зеленый мир Забайкальского края». Учебное пособие по региональному компоненту образования. Чита, Экспресс-издательство, 2012 г.

Гилева М.В., Матвеева Л.Г., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филлипов В.Г., Якомова Е.П. «Зеленый мир Забайкальского края». Рабочая тетрадь к учебному пособию по региональному компоненту образования. Чита, Экспресс-издательство, 2012 г.


Дополнительная литература.

1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

2. Медников, Б. М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

3. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якомова Е.П. Растения Забайкалья: Атлас – Чита,2005 г.

4. Энциклопедия Читинской области, Чита, 2005г.




Просмотров: 1890 | Добавил: ВГ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Предметы
Фотографии
Документы
Контакты
Забайкальский район, с. Степной, ул. Новая, 22 8(30251)-27145, 8(30251)-27133 (администрация)
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031