09:22 рабочая программа по биологии 6 класс без тематического планирования | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТЕПНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Вид программы – базовая Количество часов по БУП – 34 Региональная часть — 34 Итого 68 часов
Учитель – Новикова В.Г.
Рабочая программа образовательного курса «Биология
- 6 класс»
Пояснительная записка Предлагаемая модифицированная программа, составленная на основе Стандарта основного общего образования по биологии и программы по биологии для основной школы и авторской программы В. В. Пасечника и др. «Бактерии. Грибы. Растения» (68 ч), предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа предполагает преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента. В связи с объемностью тем курса биологии 6 класса и небольшим содержанием регионального курса «Зеленый мир Забайкальского края», дублирования тем общего содержания эти два курса интегрированы в один модульный за счет объединения. Отбор содержания курса проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Цели программы: Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни. Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней. Изучение флора Забайкальского края, знакомство с эндемичными и реликтовыми видами. З а д а ч и программы: – Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира. – Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов. – Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны. – Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы. - Ознакомление с зеленым миром Забайкальского края, основными типами растительных сообществ края. - Описание самых типичных и интересных и полезных растений края. - Формирование понимания необходимости и важности изучения растительного покрова своего края, формирование знаний о приспособлении растений края к резко-континентальному климату. - Воспитание любви к родному краю и его природе.
Учащиеся в 6 классе должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологии о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии, об их применении. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, практическом использовании. В обучения учащиеся познакомятся и воочию соприкоснуться с растительным покровом Забайкалья, откроют для себя много таинственного и доселе им неизвестного. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы в соответствии с примерной программой с опорой на природу родного края, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Вышеперечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебно-познавательной компетентности учащихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности.
Введение – 2 часа Биология – наука о живой природе. Предмет изучения: царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль биологии в практической деятельности людей. Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучения растений. Экскурсия Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.
Клеточное строение организмов- 4 часа Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, деление клетки. Ткани. Виды тканей и их функции. Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом. Лабораторные и практические работы №1 «Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ним». №2 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука».
Царство Бактерии и Грибы -6 часов Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. Признаки царства Грибов. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Особенности строения шляпочных грибов. Обмен веществ, размножение. Грибы-паразиты. Меры профилактики. Заражение с/хозяйственных растений. Лабораторные и практические работы №3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»- (на примере видов Забайкальского края). №4 « Строение дрожжей и плесневого гриба мукора».
Царство растений -8 часов Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Причины выхода растений на сушу. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека. Основные признаки папоротников. Голосеменные, их строение и многообразие. Покрытосеменные: строение, значение.Среда обитания, значение в природе и жизни человека. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере видов Забайкальского края) Лабораторные и практические работы № 5 «Строение зелёных водорослей»- (на примере видов Забайкальского края). №6 «Изучение строения мха» (на примере видов Забайкальского края). №7. «Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) (на примере видов Забайкальского края). № 8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере видов Забайкальского края).
Строение и многообразие покрытосеменных растений -15 часов Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Виды корней: главный, придаточные, боковые. Внешнее строение листовой пластинки: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жизненные формы. Строение семян. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение растений. Особенности клеточного строения корня растений. Функции корня. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня. Строение почек. Строение цветка. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Функции плода. Виды плодов. Способы распространения плодов. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек и расположения их на стебле, строения листьев, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов. Лабораторные и практические работы №9 «Строение семян двудольных растений». №10«Строение зерновки пшеницы». №11«Стержневая и мочковатая корневые системы». №12«Изучение внутреннего строения корня». №13«Строение почек. Расположение почек на побеге». №14«Изучение строение листа». №15«Клеточное строение листа». №16«Изучение макро-и микро-строения стебля». №17 «Изучение видоизменённых побегов». №18 «Изучение строения цветка». №19 «Ознакомление с различными типами соцветий».
Жизнь растений – 16 часов Знакомство с химическим составом растений, с минеральным питанием. Изучить процессы фотосинтеза, дыхания растений, испарения воды листьями. Сформировать понятия о способах размножения растений в природе и в с/хозяйстве; научить определять всхожесть семян, правильно высевать семена, создавать условия, необходимые для роста и развития растений, проводить искусственное опыление и размножать растения. Лабораторные и практические работы №20 «Химический состав растений». №21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Экскурсии №2 «Зимние явления в жизни растений».
Классификация растений -7 часов Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Семейства класса двудольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (на примере видов края). Семейства класса однодольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Сравнение растений различных систематических групп. Изучение признаков сходства в строении растений, относящихся к одному и тому же семейству. Демонстрация живых и гербарных растений семейств класса Однодольные и Двудольные. Лабораторные и практические работы №22 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» - (на примере видов Забайкальского края).
Природные сообщества - 6 часов Изучение факторов среды и их влияние на растения, основных экологических групп растений. Что такое природное сообщество и какие типы сообществ существуют. Влияние на сообщества факторов живой и неживой природы. Взаимосвязь строения растений с условиями среды обитания. Взаимосвязь организмов в сообществе. Значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира. Лабораторная работа №23 «Особенности строения растений разных экологических групп». Экскурсия №3 «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека».
Развитие растительного мира – 4 часа Изучение основных этапов развития растительного мира. Найти доказательства исторического развития растений. Дать представление об усложнении растений в процессе исторического развития. Показать влияние человека на растительный мир. Охрана растений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать: – признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий. – сущность биологических процессов: минеральное питание, фотосинтез, транспорт веществ, рост, размножение растений. В результате изучения материала относящегося к региональному курсу: - основные типы растительных сообществ края: лесных, степных, луговых. - описание самых типичных и наиболее интересных и полезных растений края. - растения – индикаторы, синоптики, первоцветы края. - приспособления растений к условиям Забайкалья. В результате изучения биологии ученик должен уметь: – объяснять: эволюцию растений (на примере сопоставления отделов), роль растений, бактерий и грибов в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; – изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; – распознавать и описывать: на таблицах основные органы растений, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; – выявлять: приспособления растений к среде обитания; – сравнивать биологические объекты: растения основных отделов – и делать выводы на основе сравнения; – определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе: царство, отдел, класс, семейство; – проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); – передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. В результате изучения материала относящегося к региональному курсу: - проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа. - критически анализировать источник информации. - участвовать в дискуссиях по биологическим проблемам. - представлять результаты изучения биологического материала в формах реферата, конспекта. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни. - использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой из вне информации. - соотнесение своих действий и поступков, окружающих с возникшими формами социального поведения.
Литература. Пасечник, В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010. Гилева М.В., Матвеева Л.Г., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филлипов В.Г., Якомова Е.П. «Зеленый мир Забайкальского края». Учебное пособие по региональному компоненту образования. Чита, Экспресс-издательство, 2012 г. Гилева М.В., Матвеева Л.Г., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филлипов В.Г., Якомова Е.П. «Зеленый мир Забайкальского края». Рабочая тетрадь к учебному пособию по региональному компоненту образования. Чита, Экспресс-издательство, 2012 г.
Дополнительная литература. 1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. 2. Медников, Б. М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006. 3. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якомова Е.П. Растения Забайкалья: Атлас – Чита,2005 г. 4. Энциклопедия Читинской области, Чита, 2005г.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |